Иркутский филиал
сибирского отделения РАН

Программа кандидата на должность председателя СО РАН академика Игоря Бычкова

12.09.2022

Бережно сохраняя все ранее созданное, ценя достигнутые результаты, направить организационную деятельность СО РАН на решение первоочередных вопросов развития страны в современных условиях, обеспечивая стратегическое развитие основных направлений научных исследований в институтах СО РАН и вузах. На основе анализа Плана комплексного развития СО РАН и Программы «Академгородок 2.0» провести необходимые корректировки и, с учетом изменившихся реалий, предложить Программу развития СО РАН (срок реализации — 5 лет). Она должна опираться не только на Новосибирск, но и институты в регионах (они должны быть видны и понятны в ней). Программа должна объединять институты СО РАН, повышать их взаимодействие, обеспечивать выход на органы государственной власти, включать общие инфраструктурные проекты и т.п. Все преобразования в науке не должны проходить без обсуждения и оценки РАН. РАН, СО РАН необходимо активнее отстаивать свои интересы и интересы институтов при принятии важных государственных решений. Необходимо чтобы РАН, СО РАН совместно с Минобрнауки России стали центрами по организации взаимодействия институтов и вузов с ОГВ и МСУ, государственными корпорациями и компаниями, бизнес структурами и т.д.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед Академией — это изменение статуса РАН. Для повышения роли Академии и в стране, и в обществе необходимо, чтобы РАН либо имела статус государственной академии (с финансированием отдельной строкой в госбюджете), либо РАН необходимо делегировать дополнительные функции в рамках ФГБУ, которые должны быть определены Постановлением Правительства РФ. Одной из основных задач РАН должна стать организация и проведение (т.е. финансирование) крупных междисциплинарных комплексных проектов. На уровне Правительства РФ также должен быть решен вопрос об усилении взаимодействия РАН и институтов, это может быть реализовано через соучредительство институтов или через усиление научно-методического руководства институтами. В первом случае все изменения вносятся в уставы институтов, во втором — необходимо подготовить, обсудить и утвердить на уровне Правительства РФ регламент научно-методического руководства институтами и вузами. Основные функции РАН, которые должны быть утверждены в этих документах — это передача в РАН функций формирования государственного задания, его экспертизы (планы, отчеты и принятие решений в соответствии с экспертной оценкой), в том числе по науке для вузов и ряда ведомственных институтов, участие РАН в оценке эффективности работы институтов и соответствия руководства институтов целям и задачам, поставленным перед институтами, оценка необходимости развития приборной базы, стационаров, клиник институтов и т.п.

Необходимо внести изменения в нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку стратегических программ развития страны, ее базовых отраслей, включив соответствующие положения об участии РАН, в том числе их экспертизу и научное сопровождение, при этом необходимо отслеживать и своевременно принимать меры по учету позиции РАН.

Одна из важнейших задач, стоящая перед РАН — это воссоздание региональной политики Академии. Для усиления роли РАН в регионах на первом этапе рассмотреть вопрос о переводе региональных научных центров в РАН (там, где не создано ФИЦ, объединивших все институты), а после оценки эффективности их работы — восстановление полноценной сети региональных центров РАН. РАН должно активно участвовать в создании и реализации программ социально-экономического развития регионов, а также важнейших для региона отраслей промышленности. Для этого, необходимо участие представителей РАН, академических институтов в работе коллегиальных органов при главах регионов, законодательных органах власти. Для взаимодействия на уровне полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах РАН должна предложить создать координационно-научные советы при полпредах для помощи в выработке комплексных межрегиональных программ и стратегий развития федеральных округов. Рассмотреть возможность избрания вице-президента РАН по региональной политике по согласованию с Советом региональных отделений и центров РАН, с обсуждением и утверждением планов его работы и отчетов на заседаниях этого совета. Для Сибирского отделения РАН важная задача — дополнительная «настройка» взаимодействия с Академией наук Республики Саха (Якутия), в полной мере учитывая особенности и возможности академической науки в Республике Саха (Якутия). Должны быть актуализированы задачи совместных исследований, формы и методы взаимодействия, в том числе необходимо воссоздать совместные комплексные междисциплинарные проекты.

В настоящее время необходимо вносить изменения в систему рейтингования институтов. Очевидно, что нужна либо полная отмена, либо смена парадигмы — необходимо развивать институты, а не постепенно закрывать их, переводя во вторую и третью категории, одновременно ограничивая их в финансировании на приобретение приборов, средств на экспедиции, текущего и капитального ремонта и т.п. РАН (СО РАН) через свои комиссии (ОУС) должна активно участвовать в оценке научной деятельности институтов. Количественные показатели, как показывает сегодняшняя практика, не всегда оправдывают себя.

Для развития Сибирского отделения есть целый комплекс задач, которые можно решить только в тесном взаимодействии с РАН, УрО РАН и ДВО РАН. Среди них выделим несколько наиболее важных, требующих решения в ближайшее время:

— провести анализ прошедших лет реформирования РАН, определить последствия для страны, выявить узкие проблемные места и предложить пути их устранения, развивая положительные тенденции, в том числе провести системный анализ результатов перестройки (перекройки) институтов РАН (организация в СО РАН ФИЦ, категорирование, оснащение приборной базы) и подготовить предложения в Правительство РФ;

— разработать Стратегию развития РАН (видение будущего (Форсайт) РАН) и согласовать её с Правительством РФ.

— исключить необоснованные посягательства Минобрнауки России на объединение институтов и видов деятельности (бухгалтерия, планирование, инфраструктурные службы и т.п.);

— обеспечить повышение рейтинга отечественных журналов до уровня их включения в международные базы цитирования, с обязательным изданием на русском и английском языках, предусмотреть соответствующее финансирование и материальное обеспечение;

— инициировать передачу ВАК в РАН;

— усилить работу с РНФ (учет мнения РАН при формировании ЭС, тематик конкурсов (в том числе региональных), анализ эффективности и т.п.);

— проработать и заключить Соглашение с Российским центром научной информации;

— определить статус научного сотрудника, включив в это определение инженеров-исследователей, руководителей подразделений, руководителей научных организаций при этом выступить инициатором доведения бюджетов институтов с расширенным определением статуса научного сотрудника (т.е. всех работающих в институтах) до оплаты 200% средней зарплаты по РФ за счет государственного финансирования — оплата труда научного сотрудника в регионах не должна отличаться от её уровня в центральной части России;

— с целью сохранения интеллектуального потенциала в стране, его закрепления в НИУ и вузах (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) инициировать от лица РАН предложение для Правительства РФ о введении постоянной надбавки для лиц, работающих в НИУ и вузах и имеющих степень кандидата наук, доктора наук, а также звание профессора (ВАК) — 15%, 30% и 40% соответственно;

— инициировать от лица РАН индексацию «стипендии» членам РАН.

Сибирское отделение РАН совместно с директорами институтов должно наладить более тесное и конструктивное взаимодействие с Министерством науки и высшего образования РФ для решения актуальных вопросов развития академической и вузовской науки, включая оснащение ЦКП и подразделений институтов современным оборудованием, расходными материалами и реактивами; поддержку клиник; организацию лизинга с/х техники; разработку регламента расчёта средств на ремонт и обслуживание инженерной инфраструктуры, стационаров и зданий, исходя из типа строений, времени эксплуатации, технического состояния и т.п., финансирование этих мероприятий необходимо проводить за счет госбюджета, при этом считать неправомерным перекладывание таких финансовых затрат на внебюджетные средства подведомственных организаций; обеспечить сохранение имущественного комплекса, необходимого для развития академической и вузовской науки.

Большинство диссертационных советов, работающих в академических институтах и вузах Сибири в настоящее время находятся в стадии реорганизации, поэтому одна из актуальных задач для Сибирского отделения — это взаимодействие с Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам дальнейшего функционирования сети диссертационных советов в Сибири.

В настоящее время одна из актуальнейших задач для РАН, да и для Сибирского отделения — это поддержание научной дипломатии с нашими коллегами учеными, работающими в других странах. Для эффективного взаимодействия с научными коллективами из-за рубежа с учетом современной ситуации Сибирское отделения РАН должно добиться выделения финансирования из РАН для организации как минимум трёх совместных конкурсов — с научными организациями Монголии, Китая и Индии.

Сибирское отделение РАН из внебюджетных средств, пока не решен вопрос о возможности использования госбюджета для финансирования научных исследований, должно возродить интеграционные программы СО РАН, вначале по 5-6 направлениям, определенным Президиумом СО РАН (включая приоритетные исследования по естественно-научным, медицинским, аграрным, социогуманитарным направлениям); организовать совместные интеграционные (крупные) проекты с ДВО и УрО РАН; разработать Программу «СО РАН — ДОНБАССУ» (наша Украина).

Для решения ранее поставленных задач необходимо провести и организационно-финансовые изменения в СО РАН, так Советы СО РАН должны получить финансирование не только на организацию работ, но и на привлечение специалистов (институтов) для формирования новых междисциплинарных, комплексных проектов, экспертизу и т.п. Для развития сети Советов СО РАН предлагается сформировать новый междисциплинарный Научный Совет СО РАН по проблемам здоровья населения в Сибири. ОУСы СО РАН должны не только обеспечивать организацию работ по координации научных исследований и научно-методическому руководству, включая экспертизу государственных заданий, институтов соответствующего профиля, но и стать центрами обсуждения и генерации работ по импортозамещению и взаимодействию с предприятиями реального сектора экономики, органами государственной власти и обществом. Активизировать работу с Советами молодых ученых, предложить войти представителям СМУ в составы ОУС’ов, Советов СО РАН; разработать модель привлечения и закрепления молодежи с её финансовым и материальным обеспечением, включая, рабочее место, минимальную инфраструктуру, обеспечение жильем, в том числе путем выделения земельных участков для МЖК молодым научным сотрудникам, при этом строительство дорог и инженерных сетей необходимо за счёт субъектов Федерации и т.п. Обсудить функциональные задачи и возможности создания Совета СО РАН, объединяющего профессоров РАН.

Многие из предложенных инициатив невозможно будет реализовать без повышения открытости бюджета СО РАН, включая постатейное обсуждение и утверждение расходов/доходов с выделением финансирования на организацию и проведение комплексных, междисциплинарных исследований, поддержку журналов и публикацию монографий, комплексных экспедиций и т.п.

Один из важнейших вопросов «внутренней» жизни РАН — это выборы в члены РАН. Необходимо возродить открытое обсуждение в ОУС’ах, на Президиуме СО РАН вопросов распределения вакансий по отделениям, активное участие председателя СО РАН в реализации принятых решений с Президентом РАН, академиками-секретарями отделений и непосредственно при проведении выборов в Москве.

Для реализации правовой поддержки членов РАН и директоров институтов предлагается в ближайшее время:

— обеспечить работу правового отдела СО РАН на все академические институты (организация за счет средств СО РАН совместных семинаров по изменению законодательства (в первую очередь, в формате on-line), создание полноценной юридической консультации, анализ нарушений, участие в процессуальной работе);

— активизировать работу Специального отдела СО РАН по консультированию институтов по работе с гостайной и технологиями двойного назначения.

Для повышения информированности о научной, научно-организационной деятельности, о достижениях и проблемах академической науки необходимо активизировать работу средств массовой информации СО РАН в медийном пространстве, больше давать информацию по всем институтам и вузам региона, а не только про Новосибирск, для этого рассмотреть возможность создания региональной сети корпунктов на штатной и внештатной основе.

Заключение

Представленная программа — это мой взгляд, взгляд некоторых моих коллег и друзей о проблемах, задачах и путях их решения для развития академической науки в Сибирском отделении РАН на ближайшее время. Может что-то представлено более подробно, что-то менее, что-то не нашло отражение в данном тексте. Сибирское отделение РАН — это не только славная история и достойное настоящее, это основа для дальнейшего созидания, для новых прорывных открытий, для движения вперед. Вся моя научная и научно-организационная деятельность прошла в СО РАН и далее мои знания, мой опыт будут направлены на решение стоящих перед СО РАН задач. Вместе мы с вами сможем преодолеть все препятствия и сложности на нашем созидательном пути. Надеюсь на вашу поддержку.

Справка:

Академик РАН
Бычков Игорь Вячеславович
Директор ФГБУН Института
динамики систем и теории управления
имени В.М. Матросова СО РАН,
родился 08.05.1961, доктор технических наук,
профессор, лауреат премии Правительства РФ.

Бычков И.В. – выдающийся учёный, специалист в области
информационных и телекоммуникационных технологий, автор и соавтор более 400 научных работ, в том числе 13 монографий.

Приоритетными направлениями научных исследований Бычкова И.В. являются разработка корпоративной интеллектной технологии обработки пространственно-распределённых данных, позволяющей повысить эффективность подготовки, анализа и принятия решений в задачах управления регионом и природопользования на основе применения распределённой обработки данных и методов искусственного интеллекта, создание новых информационных технологий обработки знаний на основе онтологий, автоматизация создания программных систем.

Большой вклад Бычков И.В. внёс в развитие телекоммуникационной инфраструктуры региона, являясь ответственным за создание и функционирование интегрированной информационно-вычислительной сети Иркутского регионального научно-образовательного комплекса. В рамках интегрированной информационно-вычислительной сети Иркутского регионального научно-образовательного комплекса функционируют локально-вычислительные сети более 30 организаций города Иркутска, среди них академические институты и крупные вузы города Иркутска.

Бычков И.В. в 2009 г. инициировал создание Иркутского cуперкомпьютерного центра, в настоящее время ИСКЦ является крупнейшим в Восточной Сибири центром высокопроизводительных вычислений. На его основе успешно функционирует Центр коллективного пользования, более 150 исследователей из 20 научных и образовательных организаций используют его возможности для решения актуальных задач в различных предметных областях, в том числе в создании новых материалов, расчетах электроэнергетических режимов и т.п.

С конца 80-х годов XX века одно из направлений исследований Бычкова И.В. – разработка и внедрение систем с элементами искусственного интеллекта. Им получены прорывные результаты в создании интеллектных геоинформационных систем, сегодня под его руководством активно развиваются методы deep learning для обработки данных дистанционного зондирования Земли.

Бычков И.В. является руководителем и одним из основных разработчиков нового подхода к управлению группой автономных необитаемых подводных аппаратов. В настоящее время реализованный подход адаптируется к управлению как формацией различных роботов, работающих в неопределенной среде, так и для новой конфигурации роботов – так называемый рой автономных самоорганизуемых аппаратов.

Бычков И.В. ведёт большую работу по защите озера Байкал, отстаивает интересы научного сообщества по вопросам экологических проблем обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории. Под его руководством подготовлены и направлены в адрес Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии предложения и поправки в законодательные и иные нормативные акты по вопросу осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне озера Байкал; модернизации, реконструкции, строительству и эксплуатации комплексов очистных сооружений поселений и эффективной системы обращения с отходами на Байкальской природной территории.

Бычков И.В. инициировал и активно участвовал в реализации нескольких важнейших проектов, связанных с изучением экологических проблем озера Байкал. Под его руководством были начаты исследования возможного влияния на озеро Байкал строительства комплекса гидротехнических сооружений (ГТС) на р. Селенга в Монголии. Было показано, что такое строительство в годы экстремально низкой водности приведёт к недопустимому экологическому ущербу. Эти результаты позволили Правительству Российской Федерации в рамках переговорного процесса с органами власти Монголии снять вопрос о строительстве ГТС и обеспечить дальнейшее научное изучение трансграничных экологических вопросов в бассейне р. Селенга, и поставить задачу об альтернативных возможностях обеспечения электроэнергией растущей экономики Монголии. В настоящее время Бычков И.В. является основным разработчиком по подготовке Технического задания для разработки «Единой бассейновой концепции охраны и использования трансграничных вод Монголии и России».

Под руководством Бычкова И.В. была разработана концепция и выполнена актуальная задача – установление водоохранной зоны озера Байкал. Результаты данной работы легли в основу при подготовке Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении водоохранной зоны, что обеспечило необходимый правовой режим для охраны озера Байкал.

Большая работа проводится Бычковым И.В. по решению вопросов о ликвидации отходов функционирования Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и рекультивации промышленной площадки. Бычков И.В. возглавлял экспертную комиссию Росприроднадзора России по анализу возможных технологий переработки шлам-лигнина и других отходов БЦБК. Рекомендации комиссии были учтены при разработке проектов ликвидации отходов.

Бычков И.В. был одним из организаторов и руководителем Интеграционной программы ИНЦ СО РАН, в которой с 2014 по 2021 годы принимало участие большинство академических институтов из Иркутска, программа охватывала различные аспекты изучения Байкальской природной территории – экологические, энергетические, биологические, разработку технологий получения новых материалов, разработку подходов к созданию систем комплексного экологического мониторинга.

Бычков И.В. выступил инициатором разработки нового, не имеющего аналогов в мире, Центра цифрового мониторинга озера Байкал. Впервые концепция центра цифрового мониторинга Байкала была представлена Бычковым И.В. в феврале 2018 г. на встрече Президента России с учёными Сибирского отделения РАН. Центр мониторинга получил поддержку Правительства Иркутской области. Глобальная сеть мониторинга экосистемы Байкала и прибрежной территории обеспечит комплексный междисциплинарный мониторинг всех основных показателей состояния озера Байкал, что позволит регистрировать биологические, гидрофизические, гидрохимические, гидрологические, газовые, геодинамические, видео-ландшафтные параметры, состояние лесных экосистем, атмосферы, земной поверхности, земной коры и геомагнитного поля, а также эколого-эпидемиологические характеристики прибрежных ландшафтов, в том числе в онлайн-режиме. Все данные будут фиксироваться в режиме реального времени по стандарту 7/24/365 и сохраняться в едином DATA-центре. На базе этого центра будет происходить обработка и хранение данных экологического мониторинга с прямым доступом к результатам наблюдений.

Новые данные станут основой для оценки экологического состояния озера Байкал, их анализ позволит существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления, в том числе управления водными ресурсами, гидроэнергетическим, экономическим и туристско-рекреационным потенциалом Байкальской природной территории.

Проект соответствует приоритетам развития Байкальского региона и Сибирского федерального округа – это решение экологических вопросов, прогнозирование и преодоление техногенных и природных угроз, последствий изменения климата. В 2020 г. консорциум из 13 институтов СО РАН под руководством Бычкова И.В. подготовил заявку и стал победителем конкурса Минобрнауки России на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития в целях реализации подпрограммы «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» по теме «Фундаментальные основы, методы и технологии цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории». Реализовать проект планируется до 2024 года.

Бычков И.В. в 2011 г. выступил инициатором возобновления масштабного сотрудничества с научными организациями Монголии, он организовал и был председателем Конкурсной комиссии конкурса совместных научных проектов СО РАН с Академией наук Монголии и Министерством образования, культуры и науки Монголии. Итоги первого цикла конкурса были обсуждены на российско-монгольском совещании «Фундаментальная наука как основа российско-монгольского сотрудничества в XXI веке», проведённом в ИНЦ СО РАН в феврале 2012 г. В 2013-2014 гг. им был проведен второй цикл конкурса. В рамках двух конкурсов было реализовано более 50 совместных российских и монгольских проектов в разных областях: химия и биология, информатика и геология, экология и новые материалы и др.

Бычков И.В. с 1997 г. по 2013 г. работал в Президиуме Иркутского научного центра СО РАН – на должностях ученого секретаря, заместителя председателя и председателя, с 2013 г. по 2015 г. был директором, а с 2015 г. по 2021 г. – научным руководителем Иркутского научного центра СО РАН.

Бычков И.В. был одним из инициаторов создания первого в РАН филиала регионального отделения, и в 2019 г. Академическим собранием научной общественности Иркутской области был избран его директором и был назначен на должность заместителя председателя СО РАН по научной работе – директора Иркутского филиала СО РАН.

Бычков И.В. активно участвует в подготовке научных кадров: с 1993 г. он активно преподает в вузах города Иркутска, является профессором, заведующим кафедрами Иркутского государственного университета и Иркутского государственного технического университета; с декабря 2017 г. по май 2019 г. исполнял обязанности ректора Иркутского государственного университета. В настоящее время является научным руководителем 3 аспирантов. Под его руководством и научном консультировании защищены 2 докторских и 7 кандидатских диссертаций.

Бычков И.В. – член Комиссии РАН по научно-организационной поддержке базовых школ РАН, член научных и экспертных советов РАН и СО РАН, докторских диссертационных советов на базе ИДСТУ СО РАН, ИВТ СО РАН и ФГБОУ ВО «СибГУТИ», программных комитетов ряда международных и российских конференций, является заместителем председателя Координационного научного совета при Губернаторе Иркутской области, членом Научно-технического совета при главном управлении МЧС по Иркутской области, экспертом Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда и Российской академии наук, член редколлегий ряда российских и зарубежных научных журналов.

Бычков И.В. – член Правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, общественного экологического совета при Прокуратуре Иркутской области, член Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам, заместитель председателя Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, являлся членом Рабочей группы для формирования предложений и замечаний в проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Бычков И.В. является советником Губернатора Иркутской области.

Как председатель Общественной палаты Иркутской области Бычков И.В. (2013–2015 гг.) принимал непосредственное участие в обсуждении, выработке решений и их реализации как в сферах экономического развития Иркутской области и муниципальных образований, в том числе города Иркутска, так и в решении социальных задач и защиты прав жителей Иркутской области. Под его руководством была обсуждена и выработана стратегия развития газо-нефтехимического кластера Иркутской области, решались проблемы обманутых дольщиков в городе Иркутске, проблемы сирот и малообеспеченных граждан.

Бычков И.В. – лауреат премии Правительства Российской Федерации 2012 г. в области науки и техники за создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры междисциплинарных научных исследований как основы экономического и социального развития восточных регионов России, лауреат премии в области науки и техники Губернатора Иркутской области за цикл работ по разработке и созданию математических и информационных технологий для реализации программных систем в интересах органов власти и управления (2005 г.), лауреат премии памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в номинации «Научные исследования в области рационального природопользования, экологии и охраны окружающей среды» (2018 г.), награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2012 г.), знаком Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Отличник охраны природы» (2018 г.), знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью» (2016 г.), Почётной грамотой Губернатора Иркутской области (2007 г.), Почётной грамотой Сибирского отделения РАН (2010 г.), орденом Полярной звезды (Монголия, 2018 г.), юбилейной медалью «В память 350-летия Иркутска» (2011 г.), медалью «За отличие в развитии предпринимательства» (Торгово-промышленная палата Восточной Сибири, 2014 г.), медалью Монголии «Дружба» (2010 г.), ему присвоено почетное звание «Почётный работник науки и техники Российской Федерации» (2011 г.), «Почётный гражданин города Иркутска» (2017 г.).

Бычков И.В. выдвинут кандидатом для избрания на должность председателя Сибирского отделения РАН Иркутским филиалом СО РАН, объединенным ученым советом СО РАН по нанотехнологиям и информационным технологиям.

Кандидатура Бычкова И.В. рассмотрена на президиуме СО РАН.

Новости по теме
×