Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека совместно с Иркутской средней общеобразовательной школой № 23 начали реализацию проекта «Психологическое благополучие школьников: постCOVID». Итогом совместной работы ученых, психологов и педагогов должно стать создание и внедрение в практику школы методического руководства по организации дальнейшего сопровождения и мониторинга психологического благополучия учащихся, переболевших коронавирусом.
Соглашение о сотрудничестве по реализации проекта «Психологическое благополучие школьников: постCOVID» подписали в конце августа НЦ ПЗСРЧ и Иркутска средняя общеобразовательная школа № 23. Ученые и педагоги договорились в течение 2023-2024 г.г. совместно изучить вопрос отдаленных последствий коронавирусной инфекции у подростков. Главная цель — не просто определить их наличие, а скорректировать выявленные нарушения и разработать методическое руководство для образовательных организаций по работе с этими нарушениями.
Психологи лаборатории психосоматической патологии детского возраста НЦ ПЗСРЧ занимаются исследованием отдаленных психологических последствий COVID-19 у детей с 2022 года. Ранее диагностика и коррекция проводилась для пациентов клиники НЦ ПЗСРЧ. Тогда при исследовании 102 пациентов подросткового возраста было определено наличие у них постковидного синдрома, для которого характерны: длительное нарушение обоняния и вкуса (до 64 недель), астения, сниженный объем внимания, пониженный уровень концентрации внимания, а также высокий уровень выраженности депрессивной симптоматики и тревоги. В период второго месяца после COVID-19 выявлено наиболее неблагоприятное эмоциональное состояние у подростков.
«Несмотря на то, что в настоящее время отмечается снижение уровня распространения COVID-19 среди населения, что позволило снять ограничительные меры принятые раннее (например, масочный режим), последствия этого заболевания до сих пор дают о себе знать. По данным ряда исследований у подростков формируются долгосрочные соматические и психологические последствия после перенесенного заболевания, характерные для постковидного синдрома. Следовательно, в настоящее время, наиболее актуальным является тщательное изучение структуры и степени выраженности ближайших и отдаленных последствий COVID-19 у подростков», — отмечает руководитель исследования, младший научный сотрудник НЦ ПЗСРЧ Ирина Александровна Черевикова.
Планируется, что проект «Психологическое благополучие школьников: постCOVID» будет реализован в три этапа. На первом ученым предстоит провести диагностические мероприятия среди школьников восьмых классов. На втором — для подростков с выявленными проявлениями постковидного синдрома будут проводиться групповые психокоррекционные занятия и индивидуальные сессии с применением аппарата цветоимпульсной терапии «Меллон 2». На заключительном этапе планируется разработать и внедрить в практику работы социально-психологической службы школы № 23 методическое руководство по организации дальнейшего сопровождения и мониторинга психологического благополучия учащихся, перенесших COVID-19.
«Физическое здоровье и психоэмоциональное состояние ученика оказывают большое влияние на продуктивность учебной деятельности. Поэтому для нас участие в данном проекте – возможность внести свой вклад в апробацию, внедрение инструментов, способствующих повышению эффективности учебной деятельности ребят. Ожидаем, что лучшим результатом от участия в проекте будет реальная помощь нашим детям», — отметил руководитель социально-психологической службы школы № 23, педагог-психолог высшей квалификационной категории Гавриил Александрович Радионов.
Для подростков участие в проекте является добровольным и бесплатным. Вся информация, полученная в ходе реализации проекта, строго конфиденциальна. Каждому обучающемуся, принимающему участие в проекте, будет присвоен индивидуальный код, который делает невозможным персонификацию данных.
Планируется, что в дальнейшем опыт реализации данного проекта будет расширен и на другие школы Иркутской области.